История развития гимнастики в Узбекистане: Истоки

Гимнастика, как и другие виды спорта, в разные исторические периоды базировалась на целом комплексе традиционных и нетрадиционных средств физического воспитания. Её истоки следует искать в национально-исторических традициях узбекского народа, прежде всего в выступлениях дарвозчилар и масхаравозлар (канатоходцев и скоморохов), а также в развитии циркового искусства, важнейшей основой которого является акробатика.

Ещё более глубокие и нередко научно обоснованные корни находят элементы и целые направления лечебной, оздоровительной, прикладной физической культуры. Свидетельством тому служат эпос Алпомыш, труды Ибн Сино, эпоха Амира Тимура.

В 1880 году специальная комиссия разработала программу для четырехгодичных приходских училищ туркестанского края, которая предусматривала проведения занятий по гимнастике, в дополнение к основным урокам.  Но спустя несколько лет гимнастика из программы была изъята. В предвоенные годы гимнастика преподавалась в начальных училищах. Но из-за нехватки специалистов, отсутствия помещений и специального оборудования уроки не были полноценными. Регулярными занятия гимнастикой были лишь в ташкентской мужской гимназии. Уроки включали вольные упражнения, пирамиды, маршировку.

Единственным педагогическим учебным заведением была Туркестанская учительская семинария, открытая в Ташкенте в 1879 г. Её целью было «приготовление учителей в русские и русско-туземные школы туркестанского края». О физическом воспитании в семинарии имели самое примитивное представление. Так в учебном плане по гимнастике указывалось: «Гимнастические упражнения воспитанников состоят в строевых упражнениях, в вольных движениях, гимнастических играх и в упражнениях на гимнастических приборах».
Изредка в Ташкенте организовывались краткосрочные курсы по подготовке Сокольской, шведской и французской гимнастики. Стоимость обучения была чрезвычайно высока, потому количество слушателей курсов, как правило, составляло всего 10-15 человек. 

В 1904 году было создано «Общество любителей гимнастики и физических упражнений». Следует отметить, что в то время в понятие «гимнастика» входили и такие упражнения как бег, прыжки, метания и др. Но это было первое гимнастическое общество, и оно сыграло большую роль в процессе дальнейшего развития этого вида спорта. Оно было организовано по инициативе групп спортсменов и насчитывало всего 15-20 человек.

В уставе Общества отмечалось, что его членами не могут быть учащиеся учебных заведений, так как при них присутствовали гимнастические классы. Когда же в Ташкенте была открыта гимнастико-фехтовальная школа, то она получила еще большую популярность, и количество членов этого общества значительно увеличилось, но по-прежнему она включала в себя ряд упражнений, которые не отвечали требованиям гимнастики. Соревнований, как таковых, не проводилось.

Проблемы физического воспитания в школах обсуждались на первом туркестанском съезде преподавателей средних учебных заведений, проходившем в Ташкенте с 26 декабря 1910 по 2 января 1911гг. Была создана специальная секция физического воспитания, которая выработала рекомендации по широкому кругу вопросов: содержание программ, количество часов, методика преподавания др. В решении съезда записано: «Преподавание гимнастики является необходимым в системе воспитания, как в мужских, так и в женских учебных заведениях».